Аттестация

Рейтинг@Mail.ru

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228).

 Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1.                         на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости

2.                          развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента

3.                         воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания

4.                         на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие  познать удивительный мир Кубани.

Данная рабочая программа составлена на основе программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края к курсу « Кубановедение». Программа по кубановедению обеспечена учебно – методическим комплектом и включает в себя следующие учебные пособия:

1. Учебник – тетрадь по кубановедению : учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования.

2. Тетрадь по кубановедению : учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования.

3. Учебник по кубановедению для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н.,  Паскевич Н.Я., Науменко Т.А., Краснодар: Перспективы образования.

Таблица тематического распределения часов:

№ п/п

Разделы

 

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

«Я и моя семья»

-

10

10

 

 

 

2

« Наша школа»

-

7

7

 

 

 

3

«Родная станица»

-

8

8

 

 

 

4

« Будем жить в ладу с природой»

-

8

8

 

 

 

5

« Земля отцов – моя земля»

-

18

 

2

1

15

6

« Природа родного края»

-

14

 

14

 

 

7

« Труд и быт жителей Кубани»

-

11

 

11

 

 

8

« Населённые пункты Краснодарского края»

-

7

 

7

 

 

9

« Нет в мире краше Родины нашей»

-

11

 

 

11

 

10

« Без прошлого нет настоящего»

-

10

 

 

10

 

11

« Казачьему роду нет переводу»

-

12

 

 

12

 

12

« Береги землю родимую, как мать любимую»

-

11

 

 

 

11

13

« Жизнь дана на добрые дела»

-

8

 

 

 

8

 

Итого

-

135

33

34

34

34

 

3. Общая характеристика учебного предмета.

 Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

«Кубановедение»  в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина  природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественно – научные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу,  младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи  детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

 «Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется  с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».

                В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор  наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе  возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс реализуется в рамках 1 часа в неделю в 1-4 классах. В первом классе- 33часа, во 2-4 - 34 часа.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного поредмета.

Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине

-освоение знаний об истории и культуре Кубани

-формирование ценностных ориентаций

-овладение  нравственной, социальной, геоэкологической  культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций

-применение  приобретенных знаний, умений и навыковв практической деятельности и повседневной жизни.

Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.

6. Личностные, предметные и метапредметные знания учащихся.

К концу I класса учащиеся должны:

1)       знать

·         свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес

·         основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении

·         традиции своей школы

·         улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования

·         основные достопримечательности родного города

·         профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

·         основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения

2)       на практическом уровне

·         выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

·         составлять описательный рассказ по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

К концу II класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • характерные особенности разнообразия и красоты природы Краснодарского края
  • природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа
  • название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
  • название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края
  • особенности труда и быта кубанцев
  • сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Кубани»
  • родственные связи в семье
  • герб, флаг, гимн Кубани
  • кубанские песни, пословицы и поговорки
  • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе
  • выдающихся деятелей искусств, культуры и др.

уметь

·         показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт

·         рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.

·         различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

·         сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах
  • удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслов и ремёсел Кубани и т. д.
  • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

К концу III класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
  • Краснодарский край в изучаемый период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственное предприятие своего района, выдающихся сельскохозяйственных работников
  • характерные признаки сезонов года в Краснодарском крае
  • формы поверхности Краснодарского края
  • разновидности водоемов Краснодарского края
  • особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
  • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
  • отличительные особенности физической, административной и исторической карты Краснодарского края
  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
  • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.

уметь

  • определять местонахождения Краснодарского края на физической карте России
  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
  • узнавать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
  • ориентироваться по карте Краснодарского края
  • давать словесное описание истории возникновения своего населенного пункта, его достопримечательностей

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
  • выполнения правил сбора грибов в своей местности
  • правильного поведения у водоема в разное время года
  • бережного отношения к растениям и животным.

 

 

К концу IV класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • природные богатства родного края и их использование человеком
  • административную карту Краснодарского края
  • символику Краснодарского края, органы местного самоуправления
  • даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
  • народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры
  • достопримечательности родного края, наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани
  • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
  • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
  • заповедники, находящиеся на территории Краснодарского края
  • фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

  • находить на физической карте Краснодарского края местонахождение изучаемого объекта
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
  • определять последовательность основных событий на Кубани
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани
  • исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • правильного поведения во время исполнения гимна России и Кубани
  • выполнения изученных правил безопасного поведения
  • исполнения знакомых народных песен.

 

7. Содержание учебного предмета.

 

I класс (33 часа)

Раздел  1. «Я и моя семья»  (10 часов).

                Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Раздел 2: «Наша школа» (7 часов).

                Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).

                Родная станица. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном  транспорте. Достопримечательности моей станицы. Труд людей моей местности.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

                Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной.

 

II класс (34 часа)

 

Раздел 1. « Земля отцов- моя земля» (2часа)

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родной станицы.

Раздел 2. «Природа родного края»  (14 часов).

       Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли.

Водоемы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3.  «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).

            Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Кубанская хата. Православные праздники. Ремёсла на кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Раздел 4. «Населённые пункты Краснодарского края» (7 часов).

            Родная станица. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы- всенародный праздник.

 

III класс (34 часа)

Раздел 1. « Земля отцов – моя земля ( 1 час)

Раздел 2. «Нет в мире краше родины нашей» (11 часов).

            Рельеф Краснодарского края. Водоемы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного  мира в прошлом и в настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань-здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше родины нашей ( проектная работа)

Раздел 3. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

           « Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи.Без прошлого нет настоящего( проектная работа)

Раздел 4. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

         Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу ( проектная работа)

 

IV класс (34 часа)

 

Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов).

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование  и охрана водоёмов Краснодарского края.  Защита  и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский        край на карте России.Береги землю родимую, как мать любимую ( проектная работа)

Раздел 2. « Земля отцов – моя земля» ( 15 часов)

             История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. « Земля отцов – моя земля» ( проектная работа)

Раздел 3. « Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

             Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.Жизнь дана на добрые дела ( проектная работа)

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.

Содержание учебного курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл.

2 кл.

3 кл.

4кл.

                Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

               

 

Я и моя семья

10

 

 

 

знать

·         свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес

                Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

 

 «Наша школа»

 

7

 

 

 

·         называть основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении

·         знать традиции своей школы

·         называть улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования

 

Родная станица. Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном  транспорте. Достопримечательности моей станицы. Труд людей моей местности.

Родной город (село, станица, хутор)

               

 

8

 

 

 

·         знать основные достопримечательности родного города

·         называть профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

·         выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

 

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края.Люблю тебя, мой край родной.

Будем жить в ладу с природой

 

8

 

 

 

·         знать основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения

 

 

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родной станицы.

             История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. « Земля отцов – моя земля» ( проектная работа)

 

Земля отцов- моя земля

 

2

1

15

знать

  • родственные связи в семье
  • герб, флаг, гимн Кубани

уметь

·         показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт

 

  • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
  • называть детали кубанской одежды
  • знать народные ремёсла
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани
  • соблюдать правильа поведения во время исполнения гимна России и Кубани

 

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли.

Водоемы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

 

Природа родного края

 

14

 

 

  • называть характерные особенности разнообразия и красоты природы Краснодарского края
  • знать особенности природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа
  • знать название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
  • определять название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края
  • знать сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Кубани»
  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе

·         различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

·         сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

  • выполнять  правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах

 

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Кубанская хата. Религиозные  праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи. Традиции народов Кубани.

Труд и быт жителей Кубани

 

11

 

 

  • знать особенности труда и быта кубанцев
  • называть выдающихся деятелей искусств, культуры и др.

 

  Родная станица. Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы- всенародный праздник.

Победа деда – моя победа.

Населённые пункты Краснодарского края

 

7

 

 

·         рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.

иметь представление о событиях Великой Отечественной войны на Кубани

знать крупные населённые пункты Краснодарского края

называть столицу Кубани

Рельеф Краснодарского края. Водоемы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного  мира в прошлом и в настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань-здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше родины нашей ( проектная работа)

 

Нет в мире краше родины нашей

 

 

11

 

знать природные условия, территориальную принадлежность

определять формы земной поверхности

знать водоемы Краснодарского края

знать особенности почв, их значение для жизни растений и животных

  • соблюдать правила сбора грибов узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
  • выполнять правила  поведения у водоема в разное время года,

бережного отношения к растениям и животным

           « Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи.Без прошлого нет настоящего( проектная работа)

 

Без прошлого нет настоящего

 

 

10

 

  • понимать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
  • знать Краснодарский край в изучаемый период:
  • отличительные особенности физической, административной и исторической карты Краснодарского края
  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
  • фамилии и имена основателей станиц
  • определять последовательность основных событий на Кубани
  • исполнять гимн Краснодарского края

 

 

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу ( проектная работа)

Казачьему роду нет переводу

 

 

12

 

составлять родословную

знать историю кубанских фамилий

  • знать народные обычаи и традиции отличать кубанские песни, пословицы и поговорки

называть кубанские ремёсла

 

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование  и охрана водоёмов Краснодарского края.  Защита  и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России.Береги землю родимую, как мать любимую ( проектная работа)

 

 

Береги землю родимую, как мать любимую

 

 

 

11

знать

  • природные богатства родного края и их использование человеком
  • называть особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
  • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
  • знать заповедники, находящиеся на территории Краснодарского края

 

  • находить на физической карте Краснодарского края местонахождение изучаемого объекта
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выполнения изученных правил безопасного поведения
  • исполнения знакомых народных песен.

 

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.Жизнь дана на добрые дела ( проектная работа)

Жизнь дана на добрые дела

 

 

 

8

  • знать фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

 

 

 

Нет изображений